Психолого-педагогическое сопровождение

Психологическое сопровождение детей в ДОУ

Целью психологического сопровождения ДОУ является: - создание условий для полноценного психического и личностного развития детей, -сохранение и укрепление психофизического здоровья и - эмоционального благополучия всех участников образовательного процесса.

Основными задачами психологического сопровождения в ДОУ являются:

1. Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

2. Проведение групповой и индивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей.

3. Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы ДОУ.

4. Содействие формированию психологической компетентности сотрудников ДОУ и родителей в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания.

Основные направления деятельности:

1. Психодиагностика.

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса. Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.

Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.

Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.

Изучение индивидуальных особенностей детей.

Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.

2. Психопрофилактика.

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды при поступлении ребенка в ДОО.

Своевременное выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога.

Групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей.

Информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

Обучение детей способам саморегуляции.

Тренинги для педагогов для профилактики синдрома профессионального выгорания.

3. Коррекционная и развивающая работа.

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Педагог-психолог ДОУ осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой и т. п. сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога.

Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования.

Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы с целью формирования интегративных качеств.

Проведение занятий с детьми по развитию познавательной и коммуникативной сферы.

Проведение коррекционно-развивающих занятий с элементами  игровой терапии, арт-терапии, телесно-ориентированной терапии с детьми, проявляющими агрессивное поведение, гиперактивность, тревожность.

4. Психологическое консультирование.

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития. Тематика проводимых консультаций осуществляется в пределах профессиональной компетентности педагога-психолога ДОО.

Разработка рекомендаций педагогам и родителям с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка.

Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОО в интересах ребенка.

Консультирование по развитию и воспитанию детей в семье.

Консультирование по проектированию развивающего пространства.

5. Психологическое просвещение.

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей

Тренинги повышения социально-коммуникативной и психолого-педагогической компетентности педагогов.

Психологический практикум для родителей на родительских собраниях во всех возрастных группах.

Проведение тренингов эффективного общения с детьми для родителей.

Размещение методических рекомендаций, памяток по развитию и воспитанию детей в информационных уголках и на сайте ДОО.