Психологическое сопровождение детей в ДОУ
Целью психологического сопровождения ДОУ является: - создание условий для полноценного психического и личностного развития детей, -сохранение и укрепление психофизического здоровья и - эмоционального благополучия всех участников образовательного процесса.
Основными задачами психологического сопровождения в ДОУ являются:
1. Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
2. Проведение групповой и индивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей.
3. Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы ДОУ.
4. Содействие формированию психологической компетентности сотрудников ДОУ и родителей в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания.
Основные направления деятельности:
1. Психодиагностика.
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса. Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.
Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.
Изучение индивидуальных особенностей детей.
Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.
2. Психопрофилактика.
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды при поступлении ребенка в ДОО.
Своевременное выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога.
Групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей.
Информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
Обучение детей способам саморегуляции.
Тренинги для педагогов для профилактики синдрома профессионального выгорания.
3. Коррекционная и развивающая работа.
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Педагог-психолог ДОУ осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой и т. п. сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога.
Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования.
Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы с целью формирования интегративных качеств.
Проведение занятий с детьми по развитию познавательной и коммуникативной сферы.
Проведение коррекционно-развивающих занятий с элементами игровой терапии, арт-терапии, телесно-ориентированной терапии с детьми, проявляющими агрессивное поведение, гиперактивность, тревожность.
4. Психологическое консультирование.
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития. Тематика проводимых консультаций осуществляется в пределах профессиональной компетентности педагога-психолога ДОО.
Разработка рекомендаций педагогам и родителям с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка.
Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОО в интересах ребенка.
Консультирование по развитию и воспитанию детей в семье.
Консультирование по проектированию развивающего пространства.
5. Психологическое просвещение.
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей
Тренинги повышения социально-коммуникативной и психолого-педагогической компетентности педагогов.
Психологический практикум для родителей на родительских собраниях во всех возрастных группах.
Проведение тренингов эффективного общения с детьми для родителей.
Размещение методических рекомендаций, памяток по развитию и воспитанию детей в информационных уголках и на сайте ДОО.